USD: 64,9213 | EURO: 70,4591 |
Сегодня: -4 | Завтра: -1 |
26 февраля 2020. 00:45
19.08.2019 16:15

Огонь, вода и медные зубы. Как жители деревни в Иркутской области выживают среди трех стихий

Огонь, вода, бюрократия — три стихии, которые окружают жителей Иркутской области в течение последнего месяца. Месяца наводнений, лесных пожаров и судебных разбирательств. «Телеграф» на примере обычной деревни на севере Иркутской области рассказывает, как жители Восточной Сибири борются с природой и чиновниками, и какая стихия оказывается самой опасной для человека.

В российских СМИ тема наводнений в Иркутской области постепенно вытеснилась лесными пожарами на востоке Сибири. Но если бы не наводнение, вряд ли бы новости о горящих деревьях были так актуальны. Подобные лесные пожары случаются каждый год, и нынешний мало чем отличается от предыдущих. Но и наводнения для Иркутской области тоже не редкость.

Такие ситуации уже происходили в 2000-х, и в сравнении с ними недавний паводок отличается разве что фоном глобального потепления. Соседствующая со всеми этими явлениями российская бюрократическая машина в общем-то, тоже никого ничем не удивляет, отдельные вспышки инициатив все так же блестят в болоте коррупции. Однако ситуации, при которой все эти три напасти встретились бы разом, жители деревни Шипицына уже не помнят.

В начале небольшой урок сибирского краеведения. На северо-западе Иркутской области, в глухих лесах в восьми часах езды от Братска, есть маленькая деревня под названием Шипицына. Село было основано сибирскими казаками в 1858 году. Вскоре деревня была зачищена от казачества, а население превращено в крестьян. В 1930-е деревня оказывается раскулаченой, а крестьян превратили в колхозников. Затем непростая колхозная жизнь, потом неудачные фермерские эксперименты, разорившие часть жителей. В 2000-е молодежь в основном покинула деревню и сегодня Шипицына стала «деревней стариков».

Зачем нам знать о престарелой деревушке на краю света

Дело в том, что это и есть та самая «русская деревня», спасать которую в своем «Бесогоне» регулярно рвется Никита Михалков, и о смерти которой так сокрушался Валентин Распутин. Шипицына — это отражение массового явления в России, а не только в Сибири. Жизнь в таких местах непроста: ни работы, ни досуга, ни инфраструктуры. В Иркутской области десятки подобных сел. И когда стихии ударяют по более менее крупному Тулуну, то жители города могут еще как-то надеяться на власть. Однако, когда несчастья приходят в деревню, окруженную лесом и рекой, через которую проходит единственная переправа, надеяться остается лишь на самих себя.

Когда несчастья приходят в маленькую деревню, надеяться остается лишь на самих себя

Когда несчастья приходят в маленькую деревню, надеяться остается лишь на самих себяТелеграф

Стихия первая: вода

«Первые дни страх был неимоверный», — вспоминает 57-летняя жительница Шипицына Галина Казимирчук. — «Дорогу затопило, переправу смыло, от райцентра нас отрезало. Вода резко подниматься стала, никто такого не ожидал. Нас и не предупреждал никто, ни МЧС, ни глава района. За два дня затопило деревню. Вода со всех сторон кольцом шла, на крышу лезть боялись, а бежать некуда, только наверх. Представьте, вода быстро через забор проходит, огород ваш затапливает, а на помощь прийти некому, и сами вы ничего поделать не можете».

Особенно тяжело, по словам жителей деревни пришлось пенсионерам за 80. У многих заболевания сердца и крови. Медицинской помощи в деревне нет, фельдшер посещает Шипицына эпизодически. Некоторые из пенсионеров попросту смирились с происходящим, не имея сил бороться. От районной администрации не было никаких вестей. «Никто не позвонил не поинтересовался даже, тонете вы там, не тонете», — жалуется Галина.

Вода остановилась так же резко, как и подступила, затопив участки, но пощадив большую часть домов. Один из жителей Шипицына, в котором проживает около 100 человек, от пережитого скончался. В деревне не оставалось продуктов и связи с внешним миром. Вскоре по реке стали добираться волонтеры с продуктами питания, а затем про деревню вспомнили и местные власти.

Стихия вторая: огонь

Шипицына плотно прилегает к таежным лесам. Огонь, в отличие от воды, пощадил пенсионеров, и водное кольцо вокруг деревни не сменилось огненным. Но лесные пожары хорошо ощущаются в Шипицыне. Ближайший огненный очаг находится в 200 км от населенного пункта, ветра раздувают его в южном направлении, поэтому над деревней стоит смог от горящей тайги.

Прямой угрозы здоровью от этого смога нет, говорит фельдшер, ответственный за жителей Шипицына, севернее Братска дела обстоят куда хуже. Однако у многих пенсионеров есть проблемы с легкими, поэтому существует риск приступов астмы и иных заболеваний. Как и с водой, с огнем престарелые жители деревни тоже мало что могут сделать. С обеими стихиями игра идет в одни ворота, людям остается лишь бороться за собственное здоровье.

Ближайший огненный очаг находится в 200 км от деревни, поэтому над ней стоит смог от горящей тайги.

Ближайший огненный очаг находится в 200 км от деревни, поэтому над ней стоит смог от горящей тайги.МЧС Иркутской области

Стихия третья: бюрократия

Когда вода отступает от твоего дома, а в воздухе начинает витать дым лесных пожаров, любому гражданину хочется одного: помощи от государства, налоги которому он платил всю свою жизнь. Однако после всего пережитого оказалось, что самая трудная борьба только начинается. Жителей деревни со всех сторон обступила бюрократия. Обступила своим безразличием. «Пенсионеры одни, никому мы не нужны», — говорит Галина Казимирчук. — «Привыкли, знают, что мы молчим и никому не пожалуемся».

В июле президент РФ Владимир Путин приехал в Иркутскую область, раздал указания. Губернатор области Сергей Левченко, по закону сохранения энергии, передал указания на более низкие уровни. Зубцы бюрократической машины заработали. Спустя месяц после потопа была восстановлена переправа через реку, возобновили стабильное снабжение продуктами, начали постепенно выплачивать обещанные компенсации. Однако все это было сделано после того, как шипицынцы сами приступили к борьбе со стихией бюрократии, при чем самой же бюрократией: пенсионеры начали писать жалобы в прокуратуру.

«Глава района один раз к нам прилетела на вертолете, с тех пор до нее было не достучаться», — рассказывают местные жители. — «Компенсации выплачиваются помаленьку, по 10 тыс. рублей, но выплатили еще не всем. Многие ездят, судятся. Без суда не дают, доказывать приходится».

Больше всех страдают опять те, кому за 70-80 лет, поскольку сил ездить в райцентр у некоторых из них нет. «За них просить ездить некому, а глава [района] молчит. А они ветераны труда», — сетует Галина. Жители соседних деревень Зенцово и Заречье тоже пишут жалобы. «Пока в суд не съездишь, дело не двигается, да и в суде все идет не быстро», — говорят многие из них.

Бюрократия со всех сторон обступила деревню кольцом безразличия

Бюрократия со всех сторон обступила деревню кольцом безразличияМЧС Иркутской области

Конечно, местные власти иногда сами проявляют инициативу и предпринимают некоторые действия для ликвидации последствий. Была организована вакцинация жителей пострадавших районов, да и восстановлением школ в других населенных пунктах власти занялись быстро. Как вода и огонь, при определенных условиях бюрократия приносит пользу людям и помогает им выживать. В нынешней ситуации, эта стихия во многом сама стала источником бед. Но как показывает процесс восстановления нормальной жизни в Шипицыне, жители деревни справляются и с этой проблемой.

«Много еще что сделать нужно, много еще жаловаться придется. Но в целом дело двигается, жить можно. Глава района к нам правда не приехала ни разу, после того, как к ней из прокуратуры пришли. Видать обиделась на нас», — с некоторой гордостью заключает Галина Казимирчук.

 

Новости партнеров


Фоторепортажи

11 июня >

Постой, паровоз! РЖД построила дорогу к парку «Рускеала» и пустила по ней ретропоезд для туристов из Петербурга

Посмотреть на красоту Карелии стало проще, быстрее и безопаснее.
27 мая >

Стиляги, троллейбусы и клоуны. Посмотрите фотографии «Телеграфа» с Дня города

День рождения Петербурга отметили парадом ретроавтомобилей и рекордом барабанщиков.
3 мартa >

Весне дорогу! Петербуржцы показали город после зимней грозы

«Телеграф» собрал фотографии пользователей из Instagram, на которых видно, как город замело снегом всего за несколько часов.
24 февраля >

Туманный Петербург. Пользователи Instagram показали, как выглядел город утром

«Телеграф» собрал в соцсетях снимки пользователей.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях