Российский лидер IT-рынка компания «Яндекс» опубликовала свою позицию в связи с обысками в офисе разработчика открытого программного обеспечения веб-сервера Nginx по обвинению в нарушении авторских прав на него, которые предъявила компания «Рамблер». Мнение опубликовал в корпоративном блоге директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов с отметкой, что оно отражает позицию всей компании.
«Открытый код — основа быстрого развития интернет-технологий. Важно, чтобы у широкого круга разработчиков сохранялась мотивация выкладывать свои разработки в опенсорс и тем самым совместными усилиями решать сложные задачи. Преследования за открытый код — очень плохой сигнал сообществу программистов. Мы абсолютно убеждены, что все технологические компании должны поддерживать и развивать опенсорс-движение», — говорится в заявлении.
Обыски в московском офисе Nginx и в квартирах его основателей Игоря Сысоева и Максима Коновалова прошли 12 декабря. Тогда же обоих разработчиков допросили по делу о нарушении авторских прав. Свои права на программный код Nginx заявила компания «Рамблер», в которой Сысоев и Коновалов работали до образования собственного стартапа, об этом сообщил ТАСС. Свой ущерб «Рамблер» оценил в 54 млн рублей. При этом право на предъявление претензий IT-компания передала кипрскому офшору Lynwood Investments CY Ltd, которая принадлежит совладельцу «Рамблера» миллиардеру Александру Мамуту. Еще одним совладельцем «Рамблера» с недавнего времени является «Сбербанк».
При этом Сысоев еще в 2012 году рассказывал Forbes, что разрабатывал открытый программный код в свободное от работы в «Рамблере» время и не по заданию работодателя. При этом он разработал его в 2002 году, когда еще работал в «Рамблере» системным администратором. В 2011 году Сысоев и Коновалов ушли из этой компании и создали свою. На этапе развития стартапа они привлекли около 100 млн долларов инвестиций, а их веб-сервер с тех пор стал одним из самых популярных в мире — на нем работает более 350 млн мировых сайтов, включая Netflix, Airbnb и Instagram, писал в марте Forbes после того, как создатели стартапа продали его за 670 млн долларов американской компании F5.
После обысков гендиректор Nginx Максим Коновалов заявил Forbes, что связывает обыски и уголовное дело о нарушении прав именно с продажей компании.
«Если бы мы не продали компанию, или продали дешево, или разорились, то ничего этого не было бы», — считает он.
По словам Коновалова, «Рамблер» не предъявлял прав на Nginx ни когда они работали в компании, ни в течение восьми лет после того, как они ее покинули. Бывший исполнительный директор «Рамблера» Игорь Ашманов также заявил Forbes после обысков в Nginx, что при приеме на работу в 2000 году лично оговаривал с Сысоевым его проект по созданию открытого кода веб-сервера и разрешил его использовать.
В ноябре «Яндекс» изменил структуру своего корпоративного управления, чтобы избежать излишнего государственного давления на свой бизнес. Для этого компании пришлось создать специальный Фонд общественных интересов, представители которого войдут в совет директоров российской IT-компании и смогут влиять на принимаемые решения, в том числе временно отстранять российское руководство «Яндекса», если сочтет, что оно «принимает решения, способные повлиять на национальную безопасность». В «Яндексе» задумались об изменении системы управления после того, как в Госдуму РФ внесли законопроект, запрещающий иностранцам владеть более, чем 20% акций российских информационных ресурсов. Акции «Яндекса», которые торгуются на ведущих мировых биржах, на фоне этих новостей сильно подешевели.
В середине февраля в Москве арестовали американского инвестора основателя инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви и еще пятерых сотрудников по обвинению в крупном мошенничестве (часть 4 статьи 159 УК). Следствие полагает, что они похитили 2,5 млрд рублей из банка «Восточный». Сам Калви заявлял, что настоящей причиной уголовного преследования оказался крупный корпоративный конфликт между ним и акционерами «Восточного».