Спустя четыре дня после трагедии в Спортивно-концертном комплексе «Петербургский» эксперты продолжают искать ответы на вопрос: можно ли было избежать обрушения здания и смерти рабочего. Как сообщалось ранее, 31 января неустановленный до сих пор подрядчик вышел на объект и намеревался демонтировать крышу здания поочередно отрезая ванты, на которых кровля крепилась к каркасу СКК. Работы должны были занять около суток. Но в какой же момент все пошло не так. «Телеграф» анонимно поговорил со специалистами, которым еще в прошлом году предлагали работу по демонтажу здания СКК, и выяснил, что обрушение было фактически внесено в план действий.
«Когда я приехал на осмотр объекта, не было никакой проектной документации и никакого проекта производства работ», — рассказал один из альпинистов. — «Не было понятно, кто генподрядчик, кто субподрядчик, даже кто нанимает нас на работу. Когда я указал на то, что под объектом проходят инженерные сети, которые могут быть повреждены при текущей методике демонтажа, меня спросили «А что такое инженерные сети?».
Альпинисты провели полдня, изучая купол и техническую площадку (под распределительный щит и лебедочные установки), которая весила около 300 тонн, на основании увиденного они сделали заключение, что предлагаемая технология демонтажа (последствия которой все видели на ужасном видео) для работы на объекте не подходит — уникальный технологический объект требует нешаблонных решений.
Они так и не смогли объяснить нанимателям, что необходимо в первую очередь демонтировать технологическую площадку, построить опоры и отдельно разбирать купол, не смещая центр тяжести. Все возражения наталкивались на фразу «Нам надо по-быстрому». В какой-то момент наниматель (кем бы он ни был) в ответ на расчет специалистов, что работать под куполом должны максимум три человека, двигаясь поэтапно, звеном, ответил: «Так мы туда человек 15 загоним, будет точно быстрее».

Девизом инвестора реконструкции СКК была фраза «Нам надо по-быстрому»vk.com/skver_ckk
Наткнувшись на такое фундаментальное непонимание техники производства работ (специалисты, с которыми разговаривал «Телеграф», использовали термин «несли ахинею») и явное преобладание некомпетентных лиц на площадке, опытные альпинисты приняли решение отказаться от работ сами и после этого отговаривали всех знакомых, которых работа на СКК прельщала повышенной ставкой. Тем самым они, возможно, спаслись сами и спасли знакомых от той страшной участи, которая ожидала жителя Петрозаводска Матвея Кучерова.
В причинах этой трагедии опрошенные «Телеграфом» профессионалы отрасли видят не просто халатность, очередное желание сэкономить и некомпетентность. Для них эта история корнями уходит во все те случаи, когда в России проекты «пишутся не для того, чтобы они работали, а чтобы прошли экспертизу». В этих ситуациях по-настоящему опытные специалисты либо имеют возможность перекроить технологию «как надо» по ходу работы, либо просто отказываются ее выполнять. А неопытные ребята, которые пока не умеют думать над последствиями чужой некомпетентности и пренебрегают средствами защиты, не доживают до 30 лет.
«Несмотря на то, что в нашу сторону пойдут ужесточения и работать станет сложнее, мы за то, чтобы в отрасли работали только образованные и сертифицированные специалисты, которые будут знать, что они делают. Список жертв (о которых знает и не знает пресса) будет только расти, пока в отрасли не будет порядка», — заключают собеседники «Телеграфа».