USD: 74,6050 | EURO: 81,0882 |
Сегодня: +1 | Завтра: 0 |
10 апреля 2020. 13:36
21.02.2020 16:31

Успеть нельзя демонтировать. Обрушение СКК в одной таблице и четырех выводах

Трагическое обрушение кровельных и несущих конструкций здания СКК «Петербургский», произошедшее 31 января этого года, мало кого оставило равнодушным. Погиб человек. Варварски обрушено здание, которое все сколько-нибудь нечуждые архитектуре, да и просто истории родного города петербуржцы и ленинградцы называли уникальным, и историческим, и культурным наследием, символом эпохи 80-х годов ушедшего столетия. «Телеграф» вместе с экспертами изучил нормативные документы и свел воедино все требования законодательства, которые были нарушены при демонтаже здания, за 40 лет ставшего одним из символов Петербурга.

Несмотря на то, что в первый же день Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело и прокуратура подключилась, количество белых, а скорее, темных пятен в этой запутанной истории не становится меньше. Понятно, почему уголовное дело было возбуждено именно по факту нарушения техники безопасности при производстве работ, повлекшее гибель монтажника-высотника, у которого остались без кормильца жена и маленький ребенок. Однако правоохранительные органы оставляют в стороне не менее важную для жителей Петербурга тему: почему снос здания СКК стал возможен? Почему, даже если был запланирован лишь частичный демонтаж конструкций, он был произведен таким непрофессиональным, заведомо аварийным способом, при котором все произошедшее со зданием было заведомо обречено на неконтролируемое обрушение? Кто разработал и кто утвердил такую технологию?

К сожалению, пока мы можем наблюдать лишь хорошую мину при плохой игре: пресс-служба МВД аккуратно обходит эти вопросы, а городские власти, начиная с губернатора и его заместителей, стыдливо избегают трудной темы, стараются дистанцироваться от нее: типа «мы не в курсе… нас не уведомили… разрешение на снос не требуется…», вместо того, чтобы пообещать горожанам досконально разобраться и провести комплексное, всестороннее и открытое расследование инцидента. Обычно так себя ведут в тех случаях, когда хотят не показывать «скелет в шкафу», когда есть, что скрывать и за что, возможно, потом будет стыдно или больно…

В правовом государстве, которым, безусловно, является Российская Федерация, существуют законы и нормативно-правовые акты, которыми обязаны руководствоваться депутаты, чиновники, правоохранители, предприниматели, инвесторы и рядовые граждане.

Давать правовую оценку произошедшим событиям будут следователи и прокуроры. Однако ничто не мешает нам проанализировать пошагово: что ОБЯЗАН был выполнить концессионер ООО «СКА Арена» и его подрядчики (сколько бы их ни было, они — звенья одной цепи), чего он не СДЕЛАЛ, и МОГ ЛИ СДЕЛАТЬ это в промежуток между 15 и 31 января.

Выводы:

1. Имел ли концессионер с юридической точки зрения принципиальное право произвести снос СКК? Да, имел, при соблюдении всех условий (см. таблицу), так как на 31 января 2020 года объект не был включен в реестр объектов культурного наследия. Но не мог, ибо не было никакой проектной документации. И вся интрига именно в том, что вероятность его включения с соответствующими градостроительными ограничениями была очень высока. И вопрос пока еще не закрыт.

2. Можно ли было избежать трагедии? При той технологии, что была выбрана подрядчиком — маловероятно.

3. Можно ли было избежать неконтролируемого обрушения здания при демонтаже кровельных конструкций? При использовании технологии последовательной резки вант (как было выполнено) обрушение было неизбежным. Резка в диаметральных направлениях без переопирания кровли также не даст результата. Разработка технологии демонтажа требует результатов детального инструментального обследования, поверочных расчетов, разработки расчетной модели с привлечением ведущих конструкторов в области мембранных металлоконструкций.

4. Будет ли сведено дело к нарушению «техники безопасности»? Сложный вопрос. Задействована артиллерия очень крупного калибра, большие деньги, высокие кабинеты. Наверняка найдут или назначат «стрелочников».

Проблема носит не частный, а системный характер. Сейчас создается прецедент, и каким он будет, зависит и от позиции и активности каждого из нас — чиновника, депутата, эксперта, конструктора, строителя, просто жителя или гостя европейского города Санкт-Петербург.

Новости партнеров


Фоторепортажи

11 июня >

Постой, паровоз! РЖД построила дорогу к парку «Рускеала» и пустила по ней ретропоезд для туристов из Петербурга

Посмотреть на красоту Карелии стало проще, быстрее и безопаснее.
27 мая >

Стиляги, троллейбусы и клоуны. Посмотрите фотографии «Телеграфа» с Дня города

День рождения Петербурга отметили парадом ретроавтомобилей и рекордом барабанщиков.
3 мартa >

Весне дорогу! Петербуржцы показали город после зимней грозы

«Телеграф» собрал фотографии пользователей из Instagram, на которых видно, как город замело снегом всего за несколько часов.
24 февраля >

Туманный Петербург. Пользователи Instagram показали, как выглядел город утром

«Телеграф» собрал в соцсетях снимки пользователей.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях