USD: 73,7515 | EURO: 80,7358 |
Сегодня: +1 | Завтра: 0 |
10 апреля 2020. 15:35
12.03.2020 16:05

Демонтаж высокого полета. Как правильно разобрать «Лахта-центр»

Демонтаж зданий в городских условиях — сложный процесс, связанный с работами повышенного риска. А если речь заходит о высотках, то без тщательной подготовки и использования новейших технологий здесь не обойтись. За последние сто лет в мире понастроили столько небоскребов, что пора уже кое-где задумываться об их «утилизации». Впрочем, гарантийный срок эксплуатации высотных зданий обычно превышает и сто лет. Судьбу небоскреба чаще всего предопределяет вовсе не физический износ, а его экономическая эффективность. «Телеграф» обсудил с экспертами технологии сноса, которые будут применять, когда настанет очередь современных небоскребов.

Стань знаменитым

Дольше всех проживет небоскреб, чья концепция и архитектурный облик настолько удачны, что позволяют считать это здание визитной карточкой города, а иногда и образцом высотного строительства для всего мира. В России к таким примерам можно отнести сталинские высотки в Москве и Петербурге, и с некоторой поправкой на молодость — деловой центр «Москва Сити» в столице. Ну и самым младшим в этой группе, хоть и подающим большие надежды, пока является петербургский «Лахта-центр».

Меньше везет тем высоткам, что стремительно морально устаревают и не способны соответствовать меняющимся требованиям рынка недвижимости. Быстро приговорят к сносу и небоскреб, на месте которого планируется реализовать какой-нибудь перспективный инвестиционный проект. Бывает, что жизнь зданию укорачивает какой-нибудь форс-мажор — пожар или иное бедствие, приводящее к разрушительным последствиям. Таким примером может служить гостиница «Россия» в Москве, которая в свое время была включена в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший гостиничный комплекс мира, но пострадала из-за пожара и была разобрана в 2010 году. Особого упоминания заслуживает и тот факт, что место гостиницы «Россия» заняла вовсе не очередная высотка, а зеленая зона — в 2017 году здесь был открыт парк «Зарядье».

Гостиница «Россия» в Москве была включена в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейший гостиничный комплекс мира, но пострадала из-за пожара и была разобрана в 2010 году

Гостиница «Россия» в Москве была включена в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейший гостиничный комплекс мира, но пострадала из-за пожара и была разобрана в 2010 годуВикипедия

Ликвидация или реконструкция

Демонтаж как ликвидация здания и демонтаж в составе реконструкции — это две абсолютно разных задачи, для решения которых используются совершенно разные технологии, говорит директор по инжинирингу ФГИК «Размах» Эдуард Гришин.

«Так как высотное здание выстраивается вокруг прочного и упругого каркаса, представляющего собой законченную конструкцию, то при демонтаже-реконструкции мы можем затрагивать абсолютно все, кроме каркаса. Для этого прекрасно подходят технологии точечного низковибрационного демонтажа (демонтажные роботы с фрезами, алмазная резка и современный ручной инструмент, например, ручные ножницы по бетону). Демонтаж-ликвидация любого крупногабаритного здания — это всегда сложно, и особенно сложно, если здание еще и высотное. Любое повреждение несущего каркаса в этом случае рискованно и требует подготовки. Обязательно разделение работы на части, так называемые «захватки». Если каркас единый, то предварительно необходимо обязательно построить математическую модель демонтажа. В противном случае, нарушив целостность несущих конструкций, можно получить фатальный исход», — уверен Гришин.
Демонтаж как ликвидация здания, и демонтаж в составе реконструкции — это две абсолютно разных задачи

Демонтаж как ликвидация здания, и демонтаж в составе реконструкции — это две абсолютно разных задачиГК «Размах»

Для построения математических моделей используется программное обеспечение, основанное на Building Information Modeling и позволяющее постоянно моделировать ситуацию на объекте и следить за изменениями.

Коммерческий директор компании «Техно-Диггер» Олег Южаков

Коммерческий директор компании «Техно-Диггер» Олег Южаков


Демонтаж в составе реконструкции нередко требует разработки сложных инженерных решений, рассказывает коммерческий директор компании «Техно-Диггер» Олег Южаков.

«В нашей практике один из таких проектов — это демонтаж мачты панорамных лифтов высотой 170 метров, расположенной между башней «Восток» и башней «Запад» комплекса «Федерация» на территории международного делового центра «Москва Сити». Необходимо было быстро и безопасно демонтировать железобетонную конструкцию без превышения допустимого уровня шума ввиду ее расположения вблизи от действующих офисных помещений. Нами была спроектирована, изготовлена и смонтирована уникальная система грузоподъемных механизмов, с помощью которой осуществлялся спуск демонтированных фрагментов, каждый весом более двух тонн. При этом демонтаж осуществлялся вручную методом алмазной резки», — объясняет Южаков.

По мнению специалистов компании «Трансcпецcтрой-М», снос высотных зданий требует специальных технологий и профессионального подхода. Компания, осуществляющая подобные работы, в своем распоряжении должна иметь специальную технику и сотрудников с опытом демонтажа различных объектов большой высоты. Довольно часто высотные здания приходится сносить при помощи комбинированного метода, когда верхние части разбирают вручную или с использованием специальных роботов, а нижние — с использованием мощной строительной техники.

В комбинированный метод сноса зданий, если позволяют условия, включают и еще один способ демонтажа — направленный взрыв. Этот способ требует значительного свободного пространства вокруг, тщательных расчетов объемов и мест закладки заряда, расчетов направления разрушения здания.

Ярким примером демонтажа комбинированным методом с применением взрыва в России является снос телебашни в Екатеринбурге в 2018 году. Ее демонтаж производился методом направленного взрыва с использованием газогенератора импульсного действия «Энамат» в два этапа последовательным созданием вырубов на отметке 70 метров и 10 метров. Любопытно, что не все пошло по изначально намеченному плану, и обрушения нижней части, несмотря на произведенные взрывы, не произошло — осталось неразрушенным основание башни высотой 36–56 метров. Оставшуюся часть сносили при помощи механизированной техники.

Ярким примером демонтажа комбинированным методом с применением взрыва в России является снос телебашни в Екатеринбурге в 2018 году

Ярким примером демонтажа комбинированным методом с применением взрыва в России является снос телебашни в Екатеринбурге в 2018 годуtwitter.com/VyacheslavDmi4

Технологии демонтажа развиваются со временем, на рынке внедряются новые разработки. В 2013 году при сносе отеля Grand Prince Hotel Akasaka японские специалисты опробовали технологию Teco-rep (Taisei Ecological Reproduction System). Метод подается как «демонтаж без шума и пыли». В процессе сначала вручную устраняются все не несущие элементы, потом крыша и несущие конструкции крепятся на специальные колонны и начинается демонтаж. При спуске демонтируемых материалов работает специальный генератор энергии. Но японская технология пока «в народ» так и не ушла — она существенно дороже и дольше любого аналога.

В 2013 году при сносе отеля Grand Prince Hotel Akasaka японские специалисты опробовали технологию Teco-Rep, которая подается как «демонтаж без шума и пыли»

В 2013 году при сносе отеля Grand Prince Hotel Akasaka японские специалисты опробовали технологию Teco-Rep, которая подается как «демонтаж без шума и пыли»Pikabu

К рециклингу будь готов

Эксперты уверены, что основной массив инноваций в демонтаже в настоящее время должен сосредоточиться на производительности и мобильности установок по сортировке и переработке отходов.

Перед началом работ по сносу или демонтажу зданий и сооружений проводится полное обследование подлежащих сносу строений и формируется техническое заключение, на основании которого разрабатывается «Технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса». После согласования и утверждения необходимой документации начинается вывоз и утилизация отходов. По статистике, именно вывоз и утилизация отходов — основная статья затрат при демонтаже зданий.

«Как правило, стоимость этого этапа работы составляет более 60% от общего бюджета на снос здания. Связано это в первую очередь с тем, что процесс находится под строгим контролем государства и требует особого подхода», — говорит Олег Южаков.

Строительные отходы от демонтажных работ (дробленый бетон, старое стекло, битый кирпич и другие материалы) могут быть использованы для строительства временных дорог, засыпки котлованов. Арматура при вторичном использовании практически не утрачивает своих свойств и может использоваться в строительных целях. Применение рециклинга (переработки отходов демонтажа во вторичное сырье) способно значительно снизить затраты на снос.

директор по инжинирингу ФГИК «Размах» Эдуард Гришин

директор по инжинирингу ФГИК «Размах» Эдуард Гришин

«Весь вопрос в уровне этого рециклинга, — рассуждает Эдуард Гришин. — Сырьевая база региона должна быть подготовлена к тому, что в ней появится определенный объем отходов демонтажа. В условиях Петербурга среднестатистический объем образуемых вторичных отходов без проблем распределяется по территории города для нужд застройщиков. Но если речь заходит о демонтаже небоскреба — представим, что это 0,5 млн тонн бетона — поставщики должны быть готовы к приему вторичных материалов на переработку. В развитых странах рециклинг применяется даже для бетонной пыли, которая используется как заполнитель для цемента. К сожалению, в России такие технологии пока не распространены. И в первую очередь потому, что сами производители не готовы использовать такую пыль в качестве заполнителей для своих изделий».


Новости партнеров


Фоторепортажи

11 июня >

Постой, паровоз! РЖД построила дорогу к парку «Рускеала» и пустила по ней ретропоезд для туристов из Петербурга

Посмотреть на красоту Карелии стало проще, быстрее и безопаснее.
27 мая >

Стиляги, троллейбусы и клоуны. Посмотрите фотографии «Телеграфа» с Дня города

День рождения Петербурга отметили парадом ретроавтомобилей и рекордом барабанщиков.
3 мартa >

Весне дорогу! Петербуржцы показали город после зимней грозы

«Телеграф» собрал фотографии пользователей из Instagram, на которых видно, как город замело снегом всего за несколько часов.
24 февраля >

Туманный Петербург. Пользователи Instagram показали, как выглядел город утром

«Телеграф» собрал в соцсетях снимки пользователей.
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях