USD: 76,4556 | EURO: 90,3552 | Сегодня: +11 | Завтра: +11
Новости экологии и политики
28 октября 2020. 01:12
24.03.2020 17:34

Три грязных буквы на чистом озере. Эксперты рассказали, как очистить Байкальский ЦБК от токсичных отходов

Байкал — самое чистое озеро в мире — по вине человека постоянно подвержен экологическим угрозам. Самой страшной из них был и остается Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который за 50 лет выработал огромное количество токсичных отходов, угрожающих озеру. «Телеграф» опросил ученых, ведущих специалистов и экспертов, чтобы выяснить, существуют ли способы рекультивации отходов БЦБК, то есть методы полной очистки комбината, которые гарантируют сохранность Байкала.

Что такое БЦБК, и как он появился

В 1966 году на самом берегу озера начал работу Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК). БЦБК считали предприятием по заготовке целлюлозы и утилизации отходов деревозаготовки. Все вредные для природы отходы комбинат перерабатывал в водяные смеси и сбрасывал в Байкал. До 2007 года завод считался основным загрязнителем озера, а когда комбинат решили закрыть, то выяснилось, что концентрация загрязняющих веществ в стоках предприятия была превышена в 12 раз.

После этого завод перестал сбрасывать в Байкал неочищенные отходы, но работать продолжил. Окончательно комбинат закрыли в 2013 году. За полвека жизнедеятельности завод выработал 6,2 млн кубометров отходов IV класса опасности, которые хранятся в картах (подземных бассейнах). Тогда перед правительством Иркутской области и федеральным центром встал вопрос: что делать с этими отходами.

Байкальский ЦБК

Байкальский ЦБКИркипедия

В 2014 году государственная компания «ВЭБ инжиниринг» разработала проектную документацию по ликвидации негативного воздействия отходов закрытого БЦБК. В 2017 году исполнителем этой программы стал государственный холдинг «Росгеология». Реализовать проект не удалось из-за некорректно составленной программы и неверных технических расчетов. В данный момент новый план по рекультивации все еще не утвержден (и даже не составлен).

Чем опасны отходы с закрытого комбината

В бассейнах шламонакопителях находятся шлам-лигнин, зола, древесная кора, промышленные и бытовые отходы, а также щелокосодержащая жидкость. Причем у разных карт (всего их 14) различный, неоднородный состав, а количества и концентрации отходов хватит, чтобы уничтожить всю южную часть Байкала.

Карты с отходами

Карты с отходамиСибирское отделение Российской академии наук

По словам кандидата геолого-минералогических наук, заведующего лабораторией биогеохимии лимнологического института СО РАН Александра Сутурина, если шлам-лигнин и другие отходы попадут в Байкал, произойдет экологическая катастрофа.

«Все живые организмы, которые находятся в южной части Байкала, погибнут в течение 24 часов с момента попадания ядовитых отходов в воду. Шлам-лигнин сделает воду грязной и теплой, вследствие чего кардинально изменится и северная часть озера», — заявил Александр Сутурин.

Отходы, выработанные БЦБК, сами собой способны перегнить за 150 лет, однако ждать столько времени крайне опасно. Дело в том, что карты с отходами находятся в селеопасной зоне. В 1971 году на этой территории был разрушительный сель, уничтоживший железную дорогу и множество мостов. По прогнозу ученых, подобные сели происходят один раз в 40-50 лет. 

«В случае природной катастрофы все отходы разом попадут в Байкал. Это равноценно тому, сколько в обычном режиме функционирования комбинат сбросил бы в течение 700 лет. У разрушительного селя есть два обязательных условия: двухметровый покров снега в горах и трехдневный ливень. В современных реалиях это может произойти в любой год», — подытожил эксперт.
Схема БЦБК и карт с отходами

Схема БЦБК и карт с отходамиСО РАН

Профессор, заведующий лабораторией гидрологии Института географии РАН Николай Коронкевич уточнил, что как раз в последнее время возле Байкальского ЦБК отмечаются тенденции увеличения интенсивных осадков, которые могут усилить селевую опасность.

Как очистить площадку Байкальского ЦБК 

Николай Коронкевич считает, что при современном уровне науки и техники нет ничего невозможного в отношении рекультивации и обезвреживания накопившихся отходов БЦБК.

«Обезвреживаются даже радиоактивные отходы. Наиболее вредную часть загрязняющих веществ в отходах можно захоронить в подземных бетонных емкостях. Самые же простые меры — профилактические, как, например, устройство селезащитных сооружений на притоках Байкала. Во многом все упирается в привлечение высококвалифицированных специалистов и в финансовый вопрос», — заявил профессор.

Председатель правления Иркутской областной общественной организации «Байкальский центр гражданской экспертизы», советник губернатора Иркутской области по вопросам экологии и охраны озера Байкал Юрий Фалейчик составил план, согласно которому, по его мнению, можно эффективнее всего решить проблему с токсичными отходами на Байкале.

Он считает, что сначала Российская академия наук (РАН) должна из всех технологических предложений отобрать те, которые можно физически и юридически применять на территории охраняемой зоны Байкала. После этого необходимо провести опытно-промышленные испытания отобранных технологий, так как не все из них могут работать на практике, в полевых условиях. При этом для разных видов отходов нужно подобрать наиболее эффективные технологии, которые лучше всего устраняют именно этот источник загрязнения.

Затем по каждой подходящей технологии необходимо составить технико-экономические показатели, сравнить их между собой и выбрать самые эффективные, которые будут заложены в проект.

Какие технологии рекультивации существуют в данный момент

19 марта премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому ООО «ГазЭнергоСтрой — Экологические Технологии» стало единственным исполнителем закупок в отношении работ по рекультивации отходов Байкальского ЦБК вместо холдинга «Росгеология».

БЦБК

БЦБКСО РАН

Юрий Фалейчик заявил «Телеграфу», что новый оператор считает приоритетной технологией рекультивации отходов — термолиз (процесс разложения химических соединений под воздействием температуры).

«Такая идея воспринимается экологической общественностью чрезвычайно тревожно. Это связано с тем, что в данный момент существуют десятки других более эффективных, дешевых и экологичных предложений. При этом термолиз — это фактически сжигание отходов, которое, согласно закону об охране Байкала, запрещено на берегу озера», — рассказал эколог.

Эксперт «Зеленого патруля» Дмитрий Левашов сказал, что еще рано говорить о том, какие технологические решения будут применены. По его мнению, для начала необходимо провести инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания, исследовать содержимое карт и составить проект.

Химик-технолог компании «Размах Инжиниринг» Андрей Иванов рассказал о том, почему подрядчик не может просто достать токсичные отходы и транспортировать их на соответствующий полигон.

«Отвезти шлам-лигнин из карт на полигон отходов очень затратно. Везти отходы и оплачивать их размещение невыгодно. Особенно это касается жидких отходов, которые крайне тяжело перевозить. В связи с этим все подрядчики стараются рекультивировать отходы на месте, а не вывозить их. Причем из определенной части переработанных отходов можно получить безвредные вещества, которые в дальнейшем могут быть использованы при обустройстве территории», — сообщил специалист.
Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат

Байкальский целлюлозно-бумажный комбинатИркипедия

Еще в 2012 году заведующий лабораторией биогеохимии лимнологического института СО РАН Александр Сутурин предложил свою технологию рекультивации отходов. Он считает, что 6,2 млн кубометров отходов с БЦБК нужно смешать с 2,6 тонны золы с соседней ТЭЦ. После этого из отходов полностью уйдет вода и останется только твердый компонент, в котором нейтрализуется хлорорганика. После этого сверху на уплотненную лигниную смесь нужно положить специальный грунт, посадить траву и деревья. Таким образом, на территории бывшего комбината можно будет создать зону рекреации.

В любом случае на данный момент итоговое решение по выбору технологии рекультивации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината остается за корпорацией «ГазЭнергоСтрой».

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях