USD: 76,8195 | EURO: 89,6637 | Сегодня: +17 | Завтра: +15
Новости экологии и политики
26 сентября 2020. 18:40
  • Главная
  • Экология в стране
  • «Если мы хотим изменить этот мир — нашим первым личным свойством должна быть солидарность». Как петербургские экоактивисты выживают в период пандемии
14.05.2020 11:26

«Если мы хотим изменить этот мир — нашим первым личным свойством должна быть солидарность». Как петербургские экоактивисты выживают в период пандемии

Глобальный кризис из-за пандемии COVID-19 значительно повлиял на состояние мировой экологии, но незначительные временные изменения окружающей среды не остановят движение глобального изменения климата. Все больше активистских сообществ в России и мире объединяются для того, чтобы противостоять корпоративной политике, эксплуатирующей природные ресурсы, потреблению продуктов, полученных путем убийства животных и неэтичным способам утилизации отходов. «Телеграф» поговорил с тремя петербургскими активистами, задолго до громогласной Греты Тунберг осознавшими, что экологическая катастрофа близка, как никогда.

За климатическую справедливость

Экологический импульс последних десятилетий вдохновлен не только историей коллективной борьбы, но и новыми векторами осмысления сложных взаимоотношений между человеком и природой. Так, студент университета телекоммуникаций, 21-летний Алексей Сергиенко, координатор движения Fridays For Future в Петербурге и один из редакторов вебсамиздата Taste the waste осознал, что перспектив для таких способов осмысления — множество.

Он ведет экокружки у себя в вузе, не ест продукты животного происхождения и презирает капитализм. Сейчас задача экоактивистов, по словам Алексея, состоит, в первую очередь, в том, чтобы консолидироваться в экологической борьбе, координировать действия друг с другом, выступать солидарно и единым «зеленым» фронтом.

Алексей Сергиенко (слева)

Алексей Сергиенко (слева)из личного архива

«Мне кажется, климатическое движение имеет особенный потенциал для консолидации, все-таки мы ставим вопрос глобально. Каждая отдельная экологическая вспышка включена в процесс климатической дестабилизации, и наоборот климатические изменения становятся причиной катастроф и разрушения целых экосистем. Самое серьезное препятствие на пути к общей солидарности — отсутствие в массовой экологической повестке альтернативного образа общественной системы. Мы стараемся сформировать такой образ. Образ экологического и справедливого будущего, полагаясь на интенсивность понятия климатической справедливости», — говорит активист.

Fridays For Future — это международное климатическое движение, которое стало массовым и приобрело сторонников и сторонниц по всему миру благодаря одиночным акциям шведского подростка-активистки Греты Тунберг возле здания правительства Швеции. Одна из основных задач движения — привлечь внимание общественности, СМИ и политиков к проблеме быстрых климатических изменений.

Однако глубинной целью движения является изменение общества на принципах климатической справедливости, что требует радикальной реконструкции существующей общественной и экономической моделей. Вне социального и климатического активизма Fridays For Future занимаются просветительскими проектами, сотрудничают с другими экологическими движениями и НКО, участвуют в разработке экологических проектов.

Сложности, с которыми сталкивается движение, заключаются в несовершенстве институтов демократии — это особенно актуально для стран Второго и Третьего мира, к которым можно отнести Россию.

С другой же стороны, по словам Алексея, нельзя сказать, что успех климатических движений, например, в Европе — показательный пример. Местные активисты и активистки, несмотря на низовую поддержку населения, сталкиваются точно с таким же политическим и экономическим лобби.

«Надо понимать, что перераспределение влияния, которое сконцентрировано в руках углеродного бизнеса — достаточно трудоемкий процесс с теми инструментами, которыми располагает наше движение. Мы рассчитываем на массовость наших сторонников и сторонниц, их готовность в случае обострения экологической ситуации идти к общей цели до конца, возможно, преодолевая структурные барьеры», — утверждает Сергиенко.

taste the waste

В группе петербургского климатического движения около 10 активных участников и участниц и 70–100 человек сторонников, стабильно приходящих на климатические забастовки движения. Во время пандемии всю работу перенесли в виртуальный формат — организовывают тематические пятницы для digital strike. Петербургское сообщество приняло активное участие в глобальной забастовке под названием Fight Every Crisis. К FFF присоединилось много новых людей, например, веганские сообщества «Веганим вместе» и Vegans For Animals, предприятия по раздельному сбору отходов, Зеленая коалиция Петербурга и движение «Молодой Петербург».

«Если мы хотим изменить этот мир, сохранить наше общее будущее — нашим первым личным свойством должна быть солидарность», — говорит Сергиенко.

Алексей считает, что взаимосвязь между пандемией и климатическими изменениями, безусловно, есть, но не прямая. Корни пандемии, по его мнению, лежат в проблеме эксплуатации животных. Соответственно, решением в данном случае может быть только веган-аболиционизм — полный запрет на убийство и поедание животных и их содержание и угнетение в неволе. Что касается решения климатического кризиса, то Fridays For Future требует введения climate emergency — чрезвычайного климатического положения, с полным отказом от использования ископаемого топлива и переходом на возобновляемые источники энергии. При этом важна демократическая подоплека, ведь любым чрезвычайным положением может воспользоваться авторитарная машина государства, а этот институт точно нельзя назвать «непричастным» к климатическим изменениям.

«Наше решение — экологическая интенсификация социальной и экономической инфраструктур и низовая демократия на основании климатической справедливости», — заключает активист.

За циклическую экономику

Кто точно не полагается на авторитарную машину государства, так это 30-летняя Анастасия Кувшинова, координаторка медиаресурсов движения «РазДельный Сбор». Она считает, что люди все чаще задумываются об экологических проблемах и понимают, что придется что-то менять, а нынешняя ситуация неустойчива. Деятельность таких активисток, как Анастасия, стимулирует появление и развитие новой системы обращения с отходами в России, основанной на принципах 3R (reduce, reuse, recycle — уменьшай, используй повторно, перерабатывай), и формирует осознанное, рациональное отношение людей к природным ресурсам.

страница VK Экологического движения «РазДельный Сбор»

«Мы видим, что загрязнение окружающей среды, изменение климата, избыток мусора — это не где-то там, далеко, в Антарктических льдах или в дельте реки Янцзы. Это совсем рядом с нами: человек едет в лес погулять и обнаруживает у дороги нелегальную свалку; человек протирает оконное стекло и видит, что на тряпке остается черная сажа; человек хочет отвезти ребенка искупаться к речке и понимает, что это опасно для здоровья. Человек заходит в магазин и видит там огромное количество мусора, ненужных, некачественных, одноразовых или почти одноразовых вещей, не приносящих при покупке ни радости, ни пользы. Как только мы обращаем внимание на происходящее, о нем уже не получается забыть», — говорит активистка.

Экозащита, по мнению Анастасии, — это защита нашего права на чистый воздух, на чистую воду, на отдых, в конечном счете — на жизнь и здоровье. По ее словам, в Петербурге ситуация уникальная: в городе нет регионального оператора по вывозу мусора. При этом раздельный сбор отходов в городе есть, количество пунктов приема постоянно растет. На карте recyclemap.ru/spb сейчас отмечено около 3500 накопителей для раздельного сбора — все эти накопители проверяются активными гражданами и волонтерами движения. Процент переработки по Петербургу оценить, по мнению активистки, сложно, таких исследований в городе не проводилось — известны только данные о доступности мест раздельного сбора отходов (РСО) и количестве накопителей.

Проблему мусоросжигательных заводов Анастасия предлагает решать так называемой циклической экономикой, основанной на ответственном отношении к ресурсам: вместо того, чтобы взять ресурс, использовать его и потом выбросить (как это происходит в линейной экономике), нужно стремиться к формированию замкнутого цикла. Прежде всего нужно стремиться к минимизации отходов. Это можно сделать, к примеру, путем введения многоразовой оборотной тары, оптимизации механизма расширенной ответственности производителя (РОП), уменьшения количества ненужной упаковки и затем — к развитию системы переработки тех отходов, от которых не получилось избавиться.

страница VK Экологического движения «РазДельный Сбор»

Активистка считает, что никто не может быть идеальным: не нужно быть суперэкологичным или невероятно активным, чтобы что-то поменять к лучшему.

«Не обязательно стремиться к тому, чтобы весь ваш мусор помещался в маленькую баночку (хотя если вас эта идея радует — то почему нет). Экологичным, в меру собственных сил и возможностей, может быть каждый, активист он или нет. Для кого-то "экологичность" в повседневной жизни — это сдать бутылку в переработку, для кого-то — отказаться от пакета, для кого-то — купить платье не в магазине новой одежды, а в секонд-хенде, для кого-то — выбрать путешествие поездом, а не в самолете. Маленькие шаги очень важны. Для решения проблемы нужно, чтобы каждый делал что-то — пусть по чуть-чуть и неидеально», — говорит Кувшинова.

За веганский аболиционизм

Предположительные корни пандемии лежат в проблеме эксплуатации животных, поэтому работа, которую проводят активисты веганства, может для многих открыть глаза на реальный масштаб как этических, так и экономических проблем, связанных с животноводством и их связью с климатической катастрофой.

Так, 26-летняя Ксения Хомская, веганка-аболиционистка, защитница прав животных, уже четыре года со своей подругой и мужем продвигает идеи веганства и прав животных в массы. В социальных сетях они ведут группу, которая помогает людям в переходе на веганство «Веганим вместе», и аккаунт в инстаграме, а также два сайта: veganim.ru о веганстве и abolitionism.ru о правах животных.

Ксения Хомская (справа)

Ксения Хомская (справа)страница VK «Веганим вместе»

Но активизм Ксении не ограничивается онлайн-деятельностью. Она вместе с товарищами читает лекции и ежегодно проводит большое мероприятие, приуроченное ко дню веганства, выходит шествием на первомайскую демонстрацию в составе веганского блока, а летом проводит веганские пикники для всех интересующихся. Планов у активистов и активисток много, но в первую очередь — это создание качественного и исчерпывающего ресурса для всех, кто интересуется веганством и правами животных.

«Наша цель не создание зоозащитной организации, а создание низового движения за права животных. Нам нужны активистки и активисты, которые в своей личной жизни будут продвигать веганские идеи, разговаривать с людьми, показывать, что веганство доступно всем и каждому. К счастью, веганок и веганов с каждым годом становится больше!», — говорит Ксения.

По мнению Хомской, активисты, которые выступают за права животных, обязательно должны быть также веганами и выступать за права животных. Нарушать их — абсурд. Она считает, что необходимо создать сильное низовое движение веганок и веганов, которые будут выступать за прекращение эксплуатации животных.

«Мы ежегодно разводим и убиваем триллионы чувствующих существ просто потому, что нам вкусно и удобно. Мы привыкли к эксплуатации животных с детства, для нас это обыденность. Мы не думаем о том, что можно жить по-другому, что в эксплуатации животных нет никакой необходимости. Если вы действительно хотите видеть справедливое общество без эксплуатации и насилия, переходите на веганство», — призывает Ксения.

страница VK «Веганим вместе»

Также активистка затронула проблему веганского малого бизнеса. В Петербурге большое количество веганских заведений, кафе и магазинов, но во время пандемии им, как и всем, нелегко. Кафе и магазины работают на доставку, а веганское сообщество старается помогать, как может. Активистка упомянула флешмоб, где активистки рассказывали о своих любимых заведениях.

Но в первую очередь Ксения озабочена проблемами не предпринимателей, а наемных работников и работниц.

«Весь веганский бизнес в стране — мелкий и трудятся в нем преимущественно веганки и веганы, чаще всего это кафе или совсем небольшое производство. Как и все другие рабочие, особенно в сфере обслуживания, они часто становятся жертвами произвола со стороны работодателей. Им задерживают зарплату, не устраивают официально, распространена практика, когда берут на стажировку за символические деньги, а после увольняют и берут следующего стажера. Даже если работодатель веган — это вовсе не гарантия, что он будет соблюдать ваши трудовые права. В условиях кризиса все эти проблемы стали еще острее», — утверждает активистка.

Новости партнеров



Фоторепортажи

21 августа >

Фоторепортаж: «Это — уже другие белорусы»

За две недели эта маленькая страна в центре Европы трансформировалась на глазах у всего мира, отряхнувшись от 26 лет застоя. Мы увидели, как на жестокость отвечают миром, на удары дубинок — цветами, на хамство — песнями.
28 мая >

Пока не кончилось веселье. «Телеграф» вспоминает прогулки по Амстердаму до эпидемии и идеи избавиться от невоспитанных туристов

Амстердамские активисты выступили с инициативой выселить квартал «красных фонарей» и запретить продажу легких наркотиков в кофешопах туристам.
7 мая >

«Авито» показал к Дню радио подборку раритетных приемников

Посмотрите, как слушали музыку ваши бабушки с дедушками и родители.
22 апреля >

Фотографические истории людей в ограниченных возможностях. Московский фотограф снимает эротику через FaceTime и WhatsApp

Бесконтактная съемка — это новый опыт для большинства фотографов. Анастасия Марченко рассказала, почему в процессе она чувствует себя «без ног, без рук».
Наверх

Не пропускайте важные новости и истории о жизни в России и мире — подпишитесь на «Телеграф» в социальных сетях