Когда мы говорим о современном офисе, то в голове всплывают рассказы о каких-нибудь кампусах Google где-то в самом сердце Кремниевой долины: открытые бассейны, гамаки, беседки, бары и рестораны, электросамокаты и ноутбуки. Много спорта, досуга, мест как для уединения, так и для коллективного творчества. Все это немного напоминает курорт, а не работу, сотрудники в буквальном смысле живут в своих офисах, карьера воспринимается не как что-то отдельное, приносящее деньги, но как часть жизни. Фантастика? Когда смотришь на проекты студии DESIGNIC, понимаешь, что не такая уж и далекая. «Телеграф» поговорил с руководителем яркого амбициозного коллектива Анной Саркисьянц и узнал, как им удается воплощать в жизнь проекты офисов, в которых мечтают работать современные специалисты.
COVID-планировки в тренде
— Расскажите подробнее о вашей концепции Heart made — что вы вкладываете в это понятие?
— «Heart made», если дословно переводить, означает «сделанный сердцем». Для нас проект — это не просто набор картинок и чертежей, а длинный путь вместе с клиентом. Мы не берем в работу все проекты подряд, независимо от финансовой ситуации, а только те, где есть четкое взаимопонимание с клиентом, где мы ясно понимаем, что говорим на одном языке и стоим по одну сторону шахматной доски, а задача по другую, и никак иначе. Мы со многими нашими клиентами и после завершения проекта продолжаем дружить, потому что абсолютно искренне переживаем за проект и реализацию — «всем сердцем» и порой делаем больше, нежели оговорено в договорах. Приятно, что это ценится нашими клиентами, некоторые из них уже за шестым и восьмым проектом приходят к нам.
— Что, на ваш взгляд, сегодня определяет современный офис? Основные тенденции — мировые, сугубо петербургские, московские...
— На наш взгляд, любой офис, в первую очередь, определяют люди, независимо от мировой локации: Петербург, Москва или Лос-Анджелес. Именно они самая главная ценность компании, о которой нужно заботиться. Исходя из этого, рождаются уже тренды и тенденции, потому что для каждого поколения сотрудников они свои.
Есть несколько мировых тенденций, которые четко прослеживаются:
- развитие все большей экологичности в офисах за счет применения «зеленых» отделочных материалов, за счет использования технологичных решений, которые позволяют экономить электроэнергию, воду;
- тенденция перехода от заботы об окружающей среде к заботе о каждом сотруднике лично. Так называемые Well-Being концепции о ментальном здоровье человека на протяжении всего пребывания в офисе;
- тенденция увеличения возраста сотрудника. Даже в нашей стране, которая имеет свойство отставать от общемировых трендов и тенденций, работодатели стали задумываться об увеличении пенсионного возраста и как следствие о предоставлении соответствующего рабочего места, где необходимо свое освещение, своя более возрастная эргономика;
- тенденция перехода от фиксированного рабочего места к незакрепленному, этому все больше способствует шеринг экономика в целом;
- тенденция перехода к беспроводной системе работы. Уже рабочее место не воспринимается, как точка доступа к информации, сейчас можно в любом кафе подключиться к миру и начать работать. Отсюда рождается восприятие работы как комьюнити, необходимого человеку больше для общения, для генерирования коллективной идеи и общего ощущения себя частью сообщества.
Конечно же, нельзя не упомянуть ситуацию с пандемией, которая внесла свои коррективы в офисную среду. Сейчас начали менять привычную рассадку сотрудников, соблюдая рекомендации Роспотребнадзора, особенно иностранные компании четко придерживаются этих рекомендаций. Только за последние пару недель мы сделали 2 COVID планировки. Сейчас все устаканится, и точно появятся свои «тренды и тенденции», по крайней мере, мебельные производители быстро переориентировались и уже выпускают обновленную мебель и аксессуары для защиты сотрудников и более безопасной работы.
Интерьер по «фану» и «гибридные» планировки
— Используете ли вы особый подход к поколению ХYZ, проектируя офисную среду? Как это выражается на практике?
— Мы всегда стараемся брать во внимание все особенности компании, для которой разрабатываем проект. Один из пунктов нашего ТЗ на проектирование — это гендерное и возрастное разделение сотрудников. Нам это важно понимать для создания правильной атмосферы. Если это поколение X, которое ментально воспитывалось в другое время, то им труднее всех перейти из привычной кабинетной системы в формат Open Space. Порой это достаточно болезненный переход, и здесь важно работодателю понимать, хочет он переходить на рассадку открытого типа или останется на кабинетной структуре, а может найти компромисс и создать «гибридную» планировку, где будут учтены интересы нескольких поколений.
Для поколения Z важно получать удовольствие от всего происходящего, и они больше стараются найти баланс между работой и жизнью, как показывает наша практика, они не готовы задерживаться после 18:00. Для этого поколения нет разделения между работой и остальной жизнью, во всем должен быть «фан», отсюда при проектировании пространств больше появляются разные качели, кикеры, геймерные, капсулы сна, баристы, смузи и т.д.
Поколение Y принято считать мигрантами в мире технологий, ментально сформировавшимися как раз в период активного внедрения технологий и начала общей глобализации. Это поколение между X и Z, поэтому впитали многие черты от своих родителей, привыкших работать на одном месте работы сразу после окончания института, и черты уже своих детей, которые родились уже с технологиями в руках.
Сейчас уже активно бизнес СМИ начинают обсуждать новое поколение А — альфа, они пока не перешли порог офисного пространства, поэтому мы пока наблюдаем за ними.
— «Ожидание — реальность», как часто вносятся изменения в проект, бывают ли инсайты в процессе работы?
— «Ожидание и реальность», пожалуй, самый распространенный мем в нашей среде. Много гуляет картинок по просторам интернета. К счастью, нам везет с нашими клиентами, как правило, четко сформировав совместно техническое задание, мы приходим в итоге к реальности, которая оправдывает все ожидания, а порой даже больше, потому что живой интерьер не может сравниться с 3D-визуализацией.
При проектировании мы предлагаем реализуемые решения, а не просто фантазийные картинки. К сожалению, к нам часто обращаются с концепциями от других дизайнеров, чтобы мы переделали. Возможно, они не обладают нужным опытом именно в проектировании общественных пространств, которые отличаются от жилых, а возможно, они просто большие фантазеры и великие творцы, что, кстати, очень даже неплохо, для этого тоже нужен талант.
— Может ли дизайн офиса, коворкинга или апартаментов считаться инвестицией и как на дизайне могут впоследствии зарабатывать?
— Безусловно. Сейчас у всех есть возможность выбрать, где жить и работать. На рынке большая конкуренция, каждый девелопер, застройщик думает, чем отличиться и как предложить лучшее потенциальному покупателю/арендатору/резиденту. А покупатель в свою очередь обращает внимание не только на расположение, сервис и инфраструктуру, но и на то, насколько современный и продуманный дизайн у объекта. Дизайн здесь отличный инструмент для того, чтобы отстроиться от конкурентов, повысить ценность предложения и обеспечить себя потоком клиентов.
Если говорить про офисы — сейчас HR-департаменты многих компаний озабочены привлечением лучших специалистов.
Талантливых ребят уже не заманишь только высокой зарплатой. Молодые специалисты предъявляют высокие требования к пространству и обстановке, в которой будут работать. Дизайнерский офис в данном случае — неоспоримое преимущество работодателя. Фотографии проекта, демонстрирующие условия, размещают на сайте компании или в объявлении о вакансии на портале Head Hunter.
— Функциональность или эффектная картинка — что ставить во главу угла?
— Однозначно на этот вопрос не ответить, все зависит от задачи. Можно сравнить итальянский дизайн и скандинавский. Итальянцы скорее во главу красоту поставят, а скандинавы строят весь свой дизайн на функциональности. Оба подхода прекрасны, и у них есть свои последователи. Дизайн вообще штука субъективная. Что касается нашей студии, то мы больше следуем скандинавским основам — эргономика, функциональность и эстетика в деталях.
Наш подход Heart made — означает некую бутиковость в подходе, клиентоориентированность, поэтому ни за один проект не стыдно, а наоборот, можно точно гордиться.
Норд Экспо — первый проект городского назначения и удален территориально от СПБ. Удалось применить современные технологии и материалы, которые облегчают дальнейшую эксплуатацию здания.
Коворкинг PAGE — первое здание коворкинг в городе. Возможность не просто работать над интерьерным проектом, но и принимать участие в формировании образа всей сети коворкингов PAGE.
Апарт-отель Docklands — современное пространство, которое после завершения работ точно станет городской точкой притяжения.
Гордимся опытом работы с международными компаниями, такими как Kemira, Element, Jotun.